МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отдел образования администрации Кировского района города Донецка
Дошкольное образовательное учреждение
ясли-сад №249 г.Донецка
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования
Протокол заседания Ученого совета
от ___ _________20__№___
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ от ___ _________20__№___
Авторская программа
по духовно-нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста
«СЕРДЦЕ НА ЛАДОШКЕ»
Составители программы:
Туженкова Ю.А. воспитатель-методист,
Дошкольного образовательного учреждения
ясли-сад № 249
Костенко Е.П. воспитатель, Дошкольного
образовательного учреждения ясли-сад № 249
Донецк 2016
4
Краткие сведения о программе
«Одобрено к использованию
в образовательных организациях»
Министерство образования и науки ДНР
Приказ от_________________№ _________
Рецензенты:
1.__Андреева Тамара Васильевна, методист МК по дошкольному
воспитанию отдела образования администрации Кировского района города
Донецка___________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, научная степень, звание, место работы)
2.__Городничева Александра Викторовна, заведующая Дошкольного
образовательного учреждения ясли-сад № 249 города Донецка____________
(Ф.И.О., должность, научная степень, звание, место работы)
Составитель:
Туженкова Ю.А. воспитатель-методист высшей квалификационной____
категории, «старший воспитатель» дошкольного образовательного______
учреждения № 249 г. Донецка_______________________________________
Костенко Е.П. воспитатель первой квалификационной категории_______
дошкольного образовательного_ учреждения № 249 г. Донецка_
(Ф.И.О., должность, научная степень, категория, звание, место работы)
Программа «Сердце на ладошке» адресована педагогам дошкольных
образовательных учреждений, родителям, всем тем, кто интересуется
проблемой духовно-нравственного воспитания детей и нацелена на работу с
детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
(краткая аннотация к программе)
5
Экспертный листок
Автор (составитель)
Туженкова Ю.А., воспитатель-методист, «старший воспитатель»,_______
высшей квалификационной категории__________________________________
Костенко Е.П., воспитатель первой квалификационной категории ________
Рецензенты:
__Андреева Тамара Васильевна, методист МК по дошкольному воспитанию
отдела образования администрации Кировского района города Донецка,
высшая квалификационная категория_____(теоретик)___________
_Городничева
Александра
Викторовна,
заведующая
Дошкольного
образовательного учреждения ясли-сад № 249 города Донецка___(практик)
Утверждено педагогическим советом ДОУ ясли-сад
(протокол от « 28 » августа 2015г. № 3)
Заведующий ____________________
М.П.
__А.В.Городничева_
(подпись)
(Ф.И.О. заведующего)
Согласовано с методическим кабинетом
Заведующий Методическим Кабинетом
отдела образования администрации
Кировского района города Донецка___________________
М.П.
(подпись)
Е.В. Николенко
(Ф.И.О. . заведующего)
Научно-методическая экспертиза РИДПО:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Сердце на ладошке» адресована педагогам дошкольных
образовательных учреждений, родителям, всем тем, кто интересуется
проблемой духовно-нравственного воспитания детей и нацелена на работу с
детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на сотрудничество семьи и дошкольного
учреждения в воспитании
личности ребенка дошкольного возраста,
стремящейся к духовному росту, доброте, приобщение детей дошкольного
возраста к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций
семейного воспитания.
Программа
организации
позволяет
работы
по
по-новому
взглянуть
духовно-нравственному
на
особенности
воспитанию
детей
дошкольного возраста на современном этапе развития дошкольного
образования.
Актуальность программы определяется потребностью общества в
духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и
дальнейшего развития социума.
Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном
процессе его развития мораль занимает очень важное место. Особую
актуальность это приобретает сегодня, потому что трудности социальноэкономического развития, поток информации, доминирование материальных
ценностей над духовными привели к искажению представлений о добре,
милосердии, справедливости. В процессе формирования нового поколения
граждан и введении нових образовательных концепций особо значимым
представляется вопрос о целях воспитания. Формируя гражданина, мы,
прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому духовно-нравственное
воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного
процесса.
7
Каждый
особенности.
возрастной
Нравственное
период развития дошкольника имеет свои
развитие
тесно
связано
с
различными
психическими процессами. Так, в раннем возрасте (второй год жизни)
доминирует восприятие, с чем связана непосредственность в поведении
ребенка. Позже (до трех лет) доминирующее значение приобретает память
как основа накопления и сохранения личного опыта. Затем на первый план
постепенно
выступает
мышление,
вызывает
обобщение
факторов
нравственного содержания. В связи с этим, подготовка будущего педагога к
успешному решению данной проблемы должна заключаться в том, чтобы
научить его учитывать психологическую закономерность ребенка. С
помощью взрослого дети начинают дифференцировать свои действия,
опираясь на понятия «можно», «нужно», «нельзя»; «Хорошо» - «плохо»,
«добро»
-
«зло».
В
этой
связи
приобретает
огромное
значение
целенаправленное педагогическое воздействие, ознакомление ребенка с
нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. Исследования
ученых говорят, что начинать воспитание Человека, формирование качеств и
добродетелей надо начинать с первого дня зачатия. В наших древних
традициях был выработан целый кодекс поведения беременной женщины и
отношения к ней людей, которые ее окружали. «Если хочешь, чтобы ребенок
был хорошим, ласковым, нежным, общайся с ней ласковыми словами даже
тогда, когда он еще в утробе». Весомыми являются слова В. Сухомлинского:
«Семья - это та первоначальное среда, где человек должен учиться творить
добро». Именно поэтому необходимо помочь родителям выяснить, что в
первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и
духовные обычаи и ценности, накопленные предыдущими поколениями, а
также, что именно родители несут ответственность за воспитание детей.
МЕСТО И РОЛЬ КУРСА
Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей,
содержащиеся в программе, успешно интегрируются с образовательными
8
областями Типовой образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» и обеспечивают развитие детей во всех
взаимодополняющих образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создать
единое
образовательное
пространство
«дошкольное
учреждение - семья - дети» с целью обеспечения духовнонравственного развития детей;
Обеспечить условия, побуждающие педагогов к объединению усилий с
родителями для достижения положительных результатов в вопросе
духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
Формировать духовно-нравственные ценности, ориентиры, убеждения
дошкольников и создавать условия для повышения уровня их
нравственной активности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Раздел 1.Диагностика
ЗАДАЧИ:
•
Выяснить
готовность
педагогов
к
духовно-нравственному
воспитанию дошкольников.
•
Выявить интересы и знания родителей по вопросам духовно-
нравственного воспитания детей.
•
Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам
воспитанников на основании наблюдения за поведением детей.
9
Раздел 2. Профессиональное совершенствование педагогов
ЗАДАЧИ:
Усовершенствовать
знания педагогического коллектива по
духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
Обеспечить
педагогов
научно-методической
информацией
о
современных формах, средства и методы формирования у детей
общечеловеческих моральных качеств и христианских добродетелей;
Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов
через практическое внедрение в практику работы полученных знаний;
Повышать мотивацию осуществления системы работы по духовнонравственному воспитанию.
Раздел 3. Воспитание основ духовно-нравственной направленности
у детей дошкольного возраста
ЗАДАЧИ
Формировать у детей представления о важности мира семьи для
человека, о ценности внутрисемейных отношений
Расширить представления у детей о человеческом качестве «забота».
формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким —
маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам умения понимать свое
место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.
Знакомить
с
историей
возникновения
Донецка.
Формировать
представления детей о символах Донецкой Народной Республики,
отличительных знаков -Герб, Гимн, Флаг. Знакомить с предприятиями
города, историей их возникновения.
Расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о
том, как защищали люди свою Родину в годы войны, о том, как народ
10
чтит их память: в честь героев
слагают стихи и песни, им
воздвигают памятники.
Формировать у детей представление о труде, подвести детей к
пониманию, что человек славен трудом. Формировать положительное
отношение к труду.
Помогать детям усвоить, что дела милосердия в большей степени
изменяют к лучшему того, кто их совершает, следовать за добрым
влечением сердца и совести. Стремление проявлять добро и
милосердие разными способами.
Учить быть внимательным к чувствам и желаниям других детей,
передавать свои положительные эмоции другим.
Знакомить детей с устным народным творчеством. Способствовать
ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки,
потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как
фольклор является богатейшим источником духовно- нравственного
развития детей.
Раздел 4. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи
ЗАДАЧИ:
Обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими
знаниями по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного
возраста;
Привлечь родителей к учебно-воспитательной работе дошкольного
учебного заведения путем обсуждения и решения общих проблем и
конкретных вопросов и задач духовно-нравственного воспитания;
Способствовать
формированию
доверительных
отношений
демократического стиля общения взрослых с детьми в семье.
и
11
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на три возрастные группы. Занятия проводятся в
течении восьми месяцев, в период с октября по май, один раз в неделю.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
• Активности и сознания - участие всего педагогического коллектива
дошкольного учреждения и родителей в поиске современных форм и методов
формирования духовно-нравственных ценностей.
•
Интегративность
-
объединение
образовательных
областей
государственного стандарта дошкольного образования.
• Превентивность - предотвращение негативных явлений.
• Комплексность - синтез знаний различных областей и принадлежность
ребенка к каждому из них.
• Доступность - внедрение программы во время организации.
• Воздействия на семью через ребенка - организация эмоциональнонасыщенной, комфортной, содержательной жизни в группе, впечатлениями о
которых ребенок обязательно поделится с родителями.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Предлагаемая программа освещает духовно-нравственное направление
образовательной деятельности.
Материал в ней структурирован по
трем возрастным периодам:
младший дошкольный возраст (от3 до 4 лет),
средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет),
старший дошкольный возраст (от 5 лет).
Пятью разделами:
1. Диагностика
2. Профессиональное совершенствование педагогов
12
3. Воспитание
основ
духовно-нравственной
направленности у детей дошкольного возраста.
4. Организация сотрудничества с семьей.
5. Профессиональная релаксация.
Раздел воспитание основ духовно-нравственной направленности у
детей дошкольного возраста состоит из 6 блоков. В каждом из которых
определены темы.
Блок 1 «Тепло родного очага»
Блок 2 «Край родной навек любимый
Блок 3 «Труд и порядок»
Блок 4 «Доброта истинная, милосердие»
Блок 5 «Я и мои друзья»
Блок 6 «К истокам народной культуры»
Формы работы с педагогами:
Педагогические советы;
Теоретические семинары;
Семинары-практикумы;
Консультации;
Коллективные просмотры;
Конкурсы;
Изучение состояния организации жизнедеятельности детей;
Разработка методических рекомендаций;
Изучение передового педагогического опыта
Формы работы с родителями дошкольников:
Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и
коррекции процесса духовного воспитания в семье;
13
Родительские
собрания
(общие,групповые) на духовно-
нравственную тематику;
Тематические семинары;
Круглые столы;
Психолого-педагогические тренинги;
Индивидуальные консультации специалистов;
Организация и проведение совместно с родителями праздников,
развлечений, выставок, дней именинников и тому подобное.
В нравственном воспитании детей в дошкольном учреждении
выделяем следующие компоненты:
Информативный:
- ознакомление
воспитанников
с
моральными
нормами,
качествами, основными христианскими добродетелями;
- доведение до сознания детей их значение для дальнейшей жизни.
Мотивационный:
- воспитание желания соблюдать нравственное поведение;
- воспитание стремления лелеять в себе высокие нравственные
качества и добродетели.
Поведенческий:
- определение уровня усвоения воспитанниками нравственных
норм и христианских добродетелей, на основании наблюдения за
поведением детей.
Формы работы с детьми:
Образовательная деятельность
игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные,
игры-драматизации);
занятия (комплексные, интегрированные);
14
чтение
и
обсуждение
программных
произведений
разных жанров; чтение, рассматривание и обсуждение познавательных
произведений разных жанров; чтение, рассматривание и обсуждение
познавательных и художественных книг;
создание педагогических
ситуаций морального
выбора, беседы
духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям;
наблюдения за трудом взрослых, за природой на прогулке; сезонные
наблюдения;
моделирование жизненных ситуаций;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства;
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
социально-личностное развитие: ситуативные беседы, дежурства,
помощь взрослым;
познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей
среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при
восприятии иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;
художественно-эстетическое развитие
Самостоятельная деятельность детей
индивидуальные и совместные игры;
рассматривание книг, иллюстраций и др.
Методы работы с детьми:
Наглядные: используются во время:
чтения педагогом рассказов:
наблюдений;
рассматривания книжных иллюстраций;
проведение дидактических игр;
моделирование жизненных ситуаций
15
Словесные:
представляются наиболее эффективными в процессе:
чтения литературных произведений;
бесед с элементами диалога;
проведения разнообразных игр;
рассматривание наглядного материала;
проведение тематических вечеров
Практические: используются при организации
продуктивной деятельности;
проведении разнообразных игр
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по
духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста;
• Объединение усилий педагогов и родителей для обеспечения духовнонравственного развития детей;
•
Усвоение
ребенком
вечных
ценностей:
милосердия,
сострадания,
стремление правды, добра и разрушение зла, христианского отношения к
ближнему.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
Для оценки уровня духовно – нравственного развития
с педагогами использовалась:
- анкета «Выявление готовности педагогов к духовно-нравственному
воспитанию детей»
с родителями:
- анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по
вопросам духовно-нравственного воспитания детей»
с детьми:
-методика «Сюжетные картинки»;
16
- методика «Сделаем вместе»
- наблюдение в процессе жизнедеятельности детей.
Учебно-тематический план
Наименование
Количество занятий
Количество тематических блоков
6
Количество тем
22
Количество занятий в месяц
4
Количество занятий в неделю
1
Работа по программе проводится как на специальных занятиях,
так и в повседневной жизнедеятельности детей.
ПЕРСПЕКТИВНІЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
№
Количе
п/п
ство
Неделя Блок
Тема
часов
1.
«Тепло
1,20
родного
очага»
«Как
1.1
1.2
0,20
1
семью»
0,20
2
«Моя
хорошо
иметь
мама-самая
любимая»
1.3
0,20
3
«Выходной день в нашей
семье»
17
1.4
0,20
2.
1.40
«Моя родословная»
4
«Край родной навек
любимый»
2.1.
0,20
1
«Мое Отечество»
2.2
0,20
2
«Мир
прекрасное
творение»
2.3
0,20
«День
3
народного
единства»
2.4
0,20
«Защитники
4
нашей
Родины»
2.5
0,20
3.
1,20
3.1
0,20
«Этот день Победы»
5
«Труд и порядок»
«Что
1
такое
труд
и
трудолюбие»
3.2
0,20
«Я
2
горжусь
трудом
своих родителей»
3.3
0,20
«Мои
3
домашние
обязанности»
3.4
0,20
«Героические
4
профессии, какие они»
4
«Доброта истинная,
1,0
милосердие»
4.1
0,20
1
«Добро и зло»
4.2
0,20
2
«Превращение злых слов
в добрые»
4.3
0,20
3
«Проявим милосердие к
18
другим, и совесть, душу
вечно сохраним»
«Я и мои друзья»
5
1,0
5.1
0,20
1
«Доброе слово другу»
5.2
0,20
2
«Мы
дарим
тепло
другим»
5.3
0,20
«Дружбой
3
дорожить
умейте»
6
«К
1,0
истокам
народной
культуры»
6.1
0,20
1
«Устное
народное
творчество»
6.2
0,20
«Народно-декоративное
2
искусство»
6.3
0,20
«Народные праздники»
3
ПЕРСПЕКТИВНІЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
№
Количе
п/п
ство
Неделя Блок
Тема
часов
1.
1,40
«Тепло
очага»
родного
19
«Как
1.1
1.2
хорошо
0,25
1
семью»
0,25
2
«Моя
иметь
мама-самая
любимая»
1.3
0,25
«Выходной день в нашей
3
семье»
1.4
0,25
2.
2.05
«Моя родословная»
4
«Край родной навек
любимый»
2.1.
0,25
1
«Мое Отечество»
2.2
0,25
2
«Мир
прекрасное
творение»
2.3
0,25
«День
3
народного
единства»
2.4
0,25
«Защитники
4
нашей
Родины»
2.5
0,25
3.
1,40
3.1
0,25
«Этот день Победы»
5
«Труд и порядок»
1
«Что
такое
труд
и
трудолюбие»
3.2
0,25
2
«Я
горжусь
трудом
своих родителей»
3.3
0,25
3
«Мои
домашние
обязанности»
3.4
0,25
4
«Героические
профессии, какие они»
20
4
«Доброта истинная,
1,15
милосердие»
4.1
0,25
1
«Добро и зло»
4.2
0,25
2
«Превращение злых слов
в добрые»
4.3
0,25
«Проявим милосердие к
3
другим, и совесть, душу
вечно сохраним»
«Я и мои друзья»
5
1,15
5.1
0,25
1
«Доброе слово другу»
5.2
0,25
2
«Мы
дарим
тепло
другим»
5.3
0,25
«Дружбой
3
дорожить
умейте»
6
«К
1,15
истокам
народной
культуры»
6.1
0,25
1
«Устное
народное
творчество»
6.2
0,25
2
«Народно-декоративное
искусство»
6.3
0,25
3
«Народные праздники»
ПЕРСПЕКТИВНІЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
№
Количе
п/п
ство
Неделя Блок
Тема
21
часов
1.
«Тепло
2,00
родного
очага»
«Как
1.1
1.2
хорошо
0,30
1
семью»
0,30
2
«Моя
иметь
мама-самая
любимая»
1.3
0,30
«Выходной день в нашей
3
семье»
1.4
0,30
2.
2.30
«Моя родословная»
4
«Край родной навек
любимый»
2.1.
0,30
1
«Мое Отечество»
2.2
0,30
2
«Мир
прекрасное
творение»
2.3
0,30
«День
3
народного
единства»
2.4
0,30
«Защитники
4
нашей
Родины»
2.5
0,30
3.
2,00
3.1
0,30
«Этот день Победы»
5
«Труд и порядок»
1
«Что
такое
труд
и
трудолюбие»
3.2
0,30
2
«Я
горжусь
трудом
своих родителей»
3.3
0,30
3
«Мои
домашние
22
обязанности»
3.4
0,30
«Героические
4
профессии, какие они»
4
«Доброта истинная,
1,30
милосердие»
4.1
0,30
1
«Добро и зло»
4.2
0,30
2
«Превращение злых слов
в добрые»
4.3
0,30
«Проявим милосердие к
3
другим, и совесть, душу
вечно сохраним»
«Я и мои друзья»
5
1,30
5.1
0,30
1
«Доброе слово другу»
5.2
0,30
2
«Мы
дарим
тепло
другим»
5.3
0,30
«Дружбой
3
дорожить
умейте»
6
«К
1,30
истокам
народной
культуры»
6.1
0,30
1
«Устное
народное
творчество»
6.2
0,30
2
«Народно-декоративное
искусство»
6.3
0,30
3
«Народные праздники»
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ и ИХ РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ (приложение 1)
23
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Диагностика.
Вся моя внутренняя жизнь - это поиск.
Л.Бетховен
Раздел направлен на выявление уровня осведомленности педагогов,
родителей по духовно-нравственному развитию детей. Мы проводим
анкетирование, опрос, анализируем информацию.
ЦЕЛЬ:
Определить знания педагогов, родителей по вопросам духовнонравственного воспитания детей.
Выявить уровень развития моральной направленности личности
ребенка.
ЗАДАЧИ:
Выяснить готовность педагогов к духовно-нравственному воспитанию
дошкольников.
Выявить интересы и знания родителей по вопросам духовнонравственного воспитания детей.
Изучить
эмоциональное
отношение
к
нравственным
нормам
воспитанников на основании наблюдения за поведением детей.
Направления
Формы работы
Ориентировочная тематика
работы
Диагностика
• Анкетирование
образовательно-
• Опросы
Анкета «Выявление
готовности педагогов к
воспитательного • Наблюдение
духовно-нравственному
процесса
воспитанию детей»
Анкета «Выявление
интересов и знаний
24
родителей воспитанников
по вопросам духовнонравственного
воспитания детей
дошкольного возраста»
Методика «Сюжетные
картинки»
Методика «Сделаем
вместе»
Раздел 2. Профессиональное совершенствование педагогов.
«... Ребенок, который чувствует
сердцем другого человека, становится
доброжелательным. Очень важно также
и то, что он восприимчив к
доброжелательности взрослого:
чувствует ее, платит добром за добро важность этого обстоятельства в
воспитательной работе невозможно
переоценить. Душа ребенка должна
быть подготовлена к воспитанию
лаской, добротой, сердечностью. »
Василий Сухомлинский
Раздел
направлен на методическое сопровождение педагогов по
совершенствованию работы по духовно-нравственному воспитанию детей
дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ:
• Формировать и развивать систему методической работы с педагогическими
кадрами в условиях реализации вопросов духовно-нравственного
воспитания.
25
ЗАДАЧИ:
• Усовершенствовать знания педагогического коллектива по духовнонравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
• Обеспечить педагогов научно-методической информацией о современных
формах, средства и методы формирования у детей общечеловеческих
моральных качеств и христианских добродетелей;
• Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов через
практическое внедрение в практику работы полученных знаний;
• Повышать мотивацию осуществления системы работы по духовнонравственному воспитанию.
Направления
Формы работы
Ориентировочная тематика
Консультации
«Взгляды Ушинского на
работы
Повышение
педагогического
духовное воспитание»
мастерства
«Растим любовь к матери»
педагогов
«Использование сказок В.
Сухомлинского»
«Сюжетно-ролевая игра школа морали для ребенка
дошкольного возраста»
«Использование народной
мудрости в
образовательном процессе
с детьми»
26
Теоретические
«Моральная
семинары
педагогика:
правила мастерства.
Цель:
расширять
педагогов
по
личности
знания
формированию
ребенка,
его
социально-нравственного
развития
в
свете
образовательной
Типовой
программы
дошкольного образования «От
рождения до школы»; повышать
воспитательное
мастерство
педагогов.
«Христианские традиции в
системе
дошкольного
воспитания»
Цель:
обеспечить
понимание
педагогами
понятий
«духовность»,
«душевность»,
«нравственность»;
пределы
определить
христианского
воспитания.
Семинары-
«Закладываем моральный
практикумы
фундамент».
Цель:
расширять
знания
педагогов по формированию у
детей нравственных ценностей и
христианских
Углубить
использовании
добродетелей.
знания
об
современных
27
методов
обучения;
компетентность
повышать
педагогов
в
общении.
«Роль семьи в воспитании
духовных
ценностей
дошкольника».
Цель: выяснить роль семьи в
воспитании духовных ценностей
дошкольника;
повышать
психолого-педагогическую
компетентность педагогов через
практическое
практику
внедрение
работы
в
полученных
знаний.
Коллективные
Организованная
просмотры
деятельность
«Дом
для
друзей» (ранний возраст)
Организованная
деятельность
по
социальнокоммуникативному
развитию «Спешим делать
добро» (средняя группа)
Организованная
деятельность
«Путешествие
вежливости
в
и
(старшая группа)
страну
доброты»
28
Конкурсы
«Лучший конспект занятия
социально-морального
направления»
Самообразование
Деловая игра
Взаимопосещени
е воспитателями
занятий
социальнонравственной
направленности
Обмен опытом
по ознакомлению
детей с
традициями и
обычаями
народа
Обсуждение
навыков
педагогической
литературы
«Учимся
создавать
исследовательские
проекты»
29
Педагогический
«К проблеме духовно-
совет
нравственного воспитания детей
дошкольного возраста»
- Основные направления
духовного развития детей.
- Духовная культура и этика.
- Организация предметноразвивающей среды.
- Ступеньки к воспитанию
сердечности. Умение детей
воспринимать, понимать,
сопереживать тем, кто рядом.
- Влияние произведений В.
Сухомлинского на
формирование духовности детей
дошкольного возраста.
- Детский сад. Ребенок и педагог.
Какой след оставляет детский
сад в жизни ребенка?
Изучение
Комплексное
состояния
изучение
организации
жизнедеятельнос
ти детей
«Формирование социальной
зрелости у детей старшего
дошкольного возраста»
Тематическое
изучение
Выборочное
изучение
«Развитие моральной
воспитанности дошкольников»
«Использование в
образовательном процессе с
детьми раннего возраста
потешек и забавлянок»
30
«Организация сюжетно-ролевых
игр с детьми старшего
дошкольного возраста»
Работа
Разработка
«Создание развивающей среды в
методического
методических
условиях дошкольного
кабинета
рекомендаций
образовательного учреждения»
Оформление
«Духовно-нравственное
тематического
воспитание детей дошкольного
уголка
возраста»
Оформление
выставки
методических
пособий по
духовнонравственному
воспитанию
детей
дошкольного
возраста.
Пополнение
библиотеки
методического
кабинета
литературой по
работе с
родителями.
31
Раздел 3.
Воспитание основ
духовно-нравственной
направленности у детей дошкольного возраста
«Душа ребенка от 2 до 7 наиболее
уязвима и в это время
ее нужно наиболее лелеять и следить,
чтобы и сердце, и воля, и ум, а также и
тело развивались вполне нормально »
София Русова
БЛОК 1 «Тепло родного очага».
Постижение истины: «Золото и серебро не стареют, отец, и мать
цены не имеют».
Темы:
«Как хорошо иметь семью»
«Моя мама – самая любимая»
«Выходной день в нашей семье»
«Моя родословная»
Задачи:
Познакомить детей с понятием «семья»; полных имен членов
семьи;
Умение
определять
наименование
родственных
отношений между близкими членами семьи. Воспитывать
чувство семейной сплочённости, потребности радовать близких
людей добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Формировать у детей представления о важности мира семьи для
человека, о ценности внутрисемейных отношений. Воспитывать
уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать
посильную помощь близким.
Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме.
Раскрыть понятия «Мама» как источник жизни и добра на Земле.
Совершенствовать
поведенческий
духовный
опыт
детей:
32
проявлять
чуткость,
любовь к матери, заботу
ласковое отношение к самому близкому человеку.
Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного
человека, чувство благодарности за заботу.
Расширить представления у детей о человеческом качестве
«забота». формировать уважительное, заботливое отношение к
своим близким — маме, папе, бабушке, дедушке, братьям,
сестрам умения понимать свое место в семье, деятельно
участвовать в домашних делах.
Дать представление о семейных и родственных отношениях:
члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
представления о способах поддержания родственных связей.
Формировать у детей представления о значении своего имени и
происхождении фамилии. Заложить в сердца детей чувство
благодарности членам своей семьи за жизнь на этом свете.
Поддерживать стремление детей узнать и рассказать о семье, о
семейных реликвиях, желание презентовать семейные реликвии.
Предполагаемые результаты
Младший дошкольный возраст имеют представление о семье, о
членах семьи; могут
перечислить членов семьи по родственным
отношениям; знакомы с семейными традициями .
Средний дошкольный возраст
ориентируются в родственных
отношениях, уважительно относятся к старшим, проявляют заботу о
пожилых людях, знают семейные традиции и придерживаются их.
Старший дошкольный возраст знают домашний адрес, испытывают
любовь и привязанность к родному дому, семье, матери. Дорожат своей
семьей, знают про историю своего рода, его традиции правила семейного
этикета.
33
БЛОК 2 «Край родной навек
любимый»
Постижение истины: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот
не принадлежит и человечеству».
Темы:
«Мое Отечество»
«Мир – прекрасное творение»
День народного единства»
«Защитники нашей Родины».
«Этот день Победы»
Задачи:
Знакомить с историей возникновения Донецка. Формировать
представления
детей
о
символах
государственного
национального суверенитета, отличительных знаков республики
-Герб, Гимн, Флаг. Знакомить с предприятиями города, историей
их возникновения. Формировать общее представление об
архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик
города.. Систематизировать знания о транспорте
улиц
площадей, достопримечательностях
о названии
города.
Через
знакомство с природой родного края открывать дошкольникам
путь к нравственно-духовной стороне познания окружающего
мира. Формировать представление о труде шахтера, о полезных
ископаемых и их значении в жизни человека. Воспитывать
достойного, любящего и знающего родную культуру и родной
язык Гражданина Отечества.
Обращать внимание детей на богатство, красоту и разнообразие
растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой
природы. Учить видеть отличие мира созданного руками
34
человека
от
мира
природы.
Воспитывать
чувства ответственности по отношению к природе.
Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран
мира и национальностей, к их
культуре. Расширение знаний
детей о красоте и разнообразии музыки и игр различных народов.
Формировать чувства толерантности, желание дружить друг с
другом. независимо от расовой и национальной принадлежности.
Познакомить детей с историей и традициями праздника— День
Защитника Отечества. Дать детям элементарные знания о армии,
особенностями службы солдат разных войск. Формировать
чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам Родины.
Воспитывать чувство уважения и гордости за нашу Армию.
Расширить знания детей об истории Великой Отечественной
войны, о том, как защищали люди свою Родину в годы войны, о
том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и
песни, им воздвигают памятники.
Инициировать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство
прекрасного, желание любить и беречь свою страну.
Предполагаемые результаты
Младший дошкольный возраст у детей есть чёткое понимание термина
«Родина», что природа наш общий дом, желание сохранять и оберегать.
Средний дошкольный возраст у детей развиты патриотические чувства
по отношению к своей малой родине, дети понимают необходимость
бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как
единственную возможность их сохранения
Старший дошкольный возраст дети знают свой город, предприятия и их
значимость; символику, достопримечательности; флору и фауну родного
35
края верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения
на благо Родины
БЛОК 3 «Труд и порядок».
Постижение истины: «Благословен тот человек, который занят своим
любимым делом, работой, в которую он может вложить всю свою душу».
Темы:
«Что такое труд и трудолюбие?»
«Я горжусь трудом своих родителей»
«Мои домашние обязанности»
«Героические профессии, какие они?»
Задачи
Формировать у детей представление о труде, подвести детей к
пониманию,
что
человек
славен
трудом.
Формировать
положительное отношение к труду.
Дать детям представление о профессиях родителей. Воспитывать
уважительное отношение к труду родителей.
Развивать стремления и умение у детей проявлять трудовые
навыки в жизненных ситуациях. Воспитание трудолюбия,
ответственности.
желание
оказывать
посильную
помощь
близким.
Расширить представления детей о разных значимых профессиях
человека,
формировать
ответственность,
уважительное
отношение к труду людей различных профессий.
Дать детям представление о труде взрослых,
в городе и в
сельской местности, формировать положительное отношение к
труду людей различных профессий.
Поддерживать стремление детей по собственной инициативе
рассказывать о значимых и интересных профессиях.
36
Предполагаемые результаты
Младший дошкольный возраст
у детей повысился
интерес,
ответственное отношение к труду, желание помогать старшим;
Средний дошкольный возраст у детей сформированы навыки
организации совместного труда. старательно и аккуратно выполняют
поручения
взрослых;
Старший дошкольный возраст у детей развиты личностные качества
как трудолюбие, желание проявить себя, участвовать в общем труде есть
уверенность в своих действиях, устанавливаются
взаимопонимание,
взаимопомощь.
Для
дружеские контакты,
детей
труд
становится
потребностью.
БЛОК 4 «Доброта истинная, милосердие»
Постижение истины: «За добром пойдешь — добро и найдешь».
Темы:
«Добро и зло»
«Проявим милосердие к другим, и совесть, душу вечно сохраним…»
«Доброе дело»
«Превращение «злых слов в добрые»
Задачи:
На примере произведений (сказок, рассказов, стихотворений)
помогать детям различать понятия добра и зла, увидеть красоту
нравственных поступков.
Формировать у дошкольников представление о содержании
данной этической категории; побуждать проявлять чувство
милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им
внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.
Побуждать детей анализировать свои слова, мысли, поступки.
Умение осознанно делать выбор в пользу добра, следовать за
добрыми влечениями сердца и совести.
37
Формировать
основы
речевой
культуры.
Совершенствовать практику взаимного общения детей, используя
«язык добра».
Помогать детям усвоить, что дела милосердия в большей степени
изменяют к лучшему того, кто их совершает, следовать за
добрым влечением сердца и совести. Стремление проявлять
добро и милосердие разными способами.
Мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых
дел во благо других. Вкладывать
чувство любви и доброты
заботы об окружающих людях, своих сверстников
Предполагаемые результаты.
Младший дошкольный возраст у
детей развито
представления о
добре и зле, развито чувство милосердия, любовь к ближним и готовность
помогать.
Средний
дошкольный
возраст
сформировано
позитивное
отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, стремление
совершать добрые дела и негативное отношение к любому злу.
Старший дошкольный возраст дети
усвоили
вечные
ценности: милосердия, сострадания, правдолюбия, и стремятся к
добру и неприятию зла.
БЛОК 5 «Я и мои друзья»
Постижение истины: доброта– это
способная превратить любого врага в друга».
Темы:
«Доброе слово другу
«Мы дарим тепло другим»
«Дружбой дорожить умейте»
единственная сила,
38
Задачи:
Развивать чувство понимания и потребности в общении со
сверстниками обучать детей добрым речевым средствам
общения, навыки общения в различных жизненных ситуациях.
Учить быть внимательным к чувствам и желаниям других
детей, передавать свои положительные эмоции другим.
Способствовать
формирования
доброжелательного
положительного
отношения
формированию у детей таких
между
и
сверстниками,
нравственных качеств, как
умение дружить, беречь дружбу.
Воспитывать
взаимоотношения
доброжелательности
и
уважения друг к другу
Предполагаемые результаты
Младший дошкольный возраст у детей сформировано
у детей
целостное представление о дружбе и о доброжелательности.
Средний дошкольный возраст дети имеют представлений о добре и
зле. Дети отзывчивы, умеют сопереживать используя добрые слова
,внимательны к чувствам и желаниям других детей
Старший дошкольный возраст у детей сформированы ценностные
представления о дружеских взаимоотношений. Бережно относятся к своим
товарищам, проявляют доброту и внимание. Умеют анализировать
конкретные случаи, возникающие в окружающей действительности,
делают правильные выводы и накапливают опыт.
БЛОК 6 «К истокам народной культуры»
Постижение истины : «В каком народе живешь, того и обычая держись».
Темы:
«Устное народное творчество»
«Народно-декоративное искусство»
39
«Народные праздники»
Задачи:
Знакомить
детей
с
устным
народным
творчеством.
Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора
(сказки, песенки,
потешки,
заклички, пословицы, поговорки,
загадки, хороводы), так как фольклор является
богатейшим
источником духовно- нравственного развития детей.
Знакомить
детей с народными календарно - обрядовыми
праздниками; показать взаимосвязь их с сезонными изменениями
в природе, воспитывать у детей интерес, любовь и уважение к
традициям своего народа, укладу жизни родного края.
Познакомить с культурным наследием предков. Способствовать
знакомству
народно-
и
практическому
прикладного
освоению
искусства
различных
(Дымковская
видов
игрушка,
Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель,
вышивка).
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к
народному декоративно – прикладному искусству.
Воспитывать любовь уважение к народному творчеству.
Предполагаемые результаты
Младший дошкольный возраст дети знакомы с произведениями
народного творчества и промыслами,
знают
сезонные
народные
праздники и с нетерпеньем их ожидают.
Средний дошкольный возраст дети знают особенности подготовки
и
проведения народных
праздников. Расширены представления об
истории, культуре, традициях родного края;
Старший дошкольный возраст
развит интерес к русским
традициям и промыслам. Дети знают свою нацию, язык, традиции горды
своим народом, его достижениям. Дети вместе со взрослыми исследуют
40
особенности
каждого
народного праздника,
устанавливают
его
взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков и
взрослых в настоящее время.
Раздел 4.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи
«Семья - это та
первоначальная среда, где
человек должен учиться
творить добро»
Василий Сухомлинский
В разделе раскрыты направления партнерского сотрудничества
родителей и педагогического коллектива по данному вопросу. Педагоги,
организуя работу с родителями, способствуют обмену лучшего опыта
семейного воспитания.
ЦЕЛЬ:
• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей на
эффективность семейного воспитания;
• Способствовать согласованию требований в интересах ребенка: с одной
стороны - семьи, с другой стороны - дошкольного учреждения.
ЗАДАЧИ:
•
Обеспечить
родителей
необходимыми
психолого-педагогическими
знаниями по духовно-нравственному воспитанию детей
дошкольного
возраста;
• Привлечь родителей к учебно-воспитательной работе дошкольного
учебного заведения путем обсуждения и решения общих проблем и
конкретных вопросов и задач духовно-нравственного воспитания;
41
•
Способствовать
формированию доверительных
отношений
и
демократического стиля общения взрослых с детьми в семье.
Формы работы
Общие
Ориентировочная тематика
родительские Темы:
собрания
«Секреты родительской педагогики»
«Уроки
добра
и
человечности.
Наследие Сухомлинского »
Групповые родительские Темы:
собрания
«Чтобы ребенок рос воспитанным»
«Приучаем
малыша
к
самостоятельности»
«Нравственное воспитание детей в
семье»
«Воспитание этики общения у детей
дошкольного возраста»
«Семейные
традиции
-
важное
средство
воспитание ребенка »
«Формируем
культуру
и
нравственность у ребенка»
«Формирование культуры поведения
у старших дошкольников»
Консультации
Темы:
«Неуловимая дата Пасхи»
«Социализация ребенка в семье»
«Путь к милосердию и любви»
«Зерна истины и добра»
42
«Педагог - олицетворение духовной
нации»
«Ценности
современной
семьи.
Современные родители - какие они?»
Беседы
Темы:
«Формирование
толерантности
у
детей средствами этнографической
культуры »
«Становление
нравственного
сознания: психологические аспекты»
«Формирование
духовных
ценностей у детей»
«Возрождаем духовность»
«Культура поведения - категория
нравственная»
Круглые столы
Темы:
«Влияние
семьи
на
духовно-
нравственное развитие ребенка»
«А как бы учили Вы?» (Решение
проблемных ситуаций, связанных с
воспитанием
культуры
поведения
детей)
«Духовность
проблемы
и
религиозность:
понимания
и
пути
сочетания в системе дошкольного
образования»
Семинары-практикумы
«Семь дел милосердия»
Темы:
«Копилка
родительской
43
мудрости»
Цель:
углубить
знания
родителей
по
вопросам нравственного воспитания; дать
возможность родителям поделиться своим
опытом
семейного
способствовать
воспитания;
анализу
личного
педагогического опыта.
Психолого-
Темы:
«Сотрудничество детского сада и
педагогические тренинги
семьи
в
процессе
нравственного
воспитания дошкольников»
Цель: знакомить родителей с возникшей
проблемой; углубить знания по вопросам
применения
различных
методов
нравственного воспитания детей. Развивать
творческую инициативу из-за активного
использования интерактивных методов и
приемов:
логическая
цепочка,
метод
«микрофона», метод решения проблемы.
«Ребенок - зеркало семьи»
Цель: повышать компетентность родителей
по
решению
возникающих
сложных
при
ситуаций,
взаимодействии
с
ребенком; помочь осознать личностные
проблемы,
блокирующие
понимание
характера отношений с другими людьми.
44
Раздел
5.
Профессиональная релаксация.
анализ проведенной работы, подведение ее результатов.
Предусматривает
45
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы
1. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Нравственное воспитание в детском саду
(Программа и методические рекомендации) – Х.: Издательство «Ранок»,
2007. – 72 с.
2. Духовность, духовная культура: проблемы, исследования, практичекие
наработки. Дайджест 3 / Упор. О.М.Каплуновская. – Запорожье: ТОВ
«ЛИПС» ЛТД, 2007.- 140 с.
3. Лохвицкая Л, Макаренко С. Дети рождаются для счастья // Палитра
педагога. – 2006. - № 2. – с.6-9.
4. Нагель О.П.,
Румянцева О.В. Психолого-педагогические условия
формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста //
Приоритетные направления работы дошкольного образования на 2009-2010
учебный год: методический аспект. Выпуск восьмой / За науч. Ред.
К.Л.Крутий. – Запорожье: ТОВ «ЛИПС» ЛТД, 2009.
5. «Что такое хорошо и что такое плохо»: Пособие по коррекции характера
ребенка в раннем возрасте. М.:Изд-во детских программ «Весть-ТДА», 2004
46
Литература, рекомендованная для педагогов
1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших
дошкольников./Н.Г.Аверина// Начальная школа – 2005 - №11
2. Духовность, духовная культура: проблемы, исследования, практичекие
наработки. Дайджест 3 / Упор. О.М.Каплуновская. – Запорожье: ТОВ
«ЛИПС» ЛТД, 2007.- 140 с.
3. Журнал «Современный детский сад» №5 2008г.
4.И.А.Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие
для учителя./ М.: Просвещение, 1997г.
5. «Что такое хорошо и что такое плохо»: Пособие по коррекции характера
ребенка в раннем возрасте. М.:Изд-во детских программ «Весть-ТДА», 2004
6.Фиоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно-нравственное воспитание
старших дошкольников»
47
ГЛОССАРИЙ
Благодарность - чувство приверженности к человеку за сделанное добро.
Вежливый - тот, кто придерживается общепринятых правил общения,
приветливый.
Великодушие - доброжелательность к людям, благородные чувства.
Добро - все положительное, что служит благу человека.
Доброжелательность - который желает людям добра; сочувственно,
благожелательно относится к кому-то.
Доброжелательный - желающий добра другим людям, готов им помогать.
Добросовестный - честно, старательно и добросовестно выполняет свои
обязанности.
Душевный - полный искренней любовь к людям и окружающей среде.
Дружный - связанный с дружбой, вызванный взаимной симпатией,
согласием.
Жизнелюбие - интерес к жизни и благодарность за него.
Забота - внимание к потребностям кого-то или чего деятельность,
направленная на достижение чего- то.
Зависть - враждебное чувство досады по отношению к благополучия,
успеха,
материального,
культурного, морального превосходства другого
лица.
Искренний -прямой, откровенный; сердечный, исполненный привязанности.
Искренность - открытость другим людям, способность испытывать радость
от общения.
Любовь - чувство сердечной привязанности, потребность в другом человеке.
Скромность – сдержанность к оценке своих достоинств.
Совесть - чувство моральной ответственности за свое поведение перед
окружающими людьми, обществом.
Сопереживание - желание поддержать, быть вместе в радости и беде.
Счастье - чувство или состояние наивысшего,полного удовлетворения.
48
Хороший - который делает людям добро,
благосклонный,
доброжелательный.
Честность - правдивость, способность правильно оценивать себя и других.
Честь - общественно-моральное достоинство человека, что вызывает и
поддерживает уважение, чувство гордости.
Щедрость - подельчивость и умение помогать другим.
49
Приложение 1
Ориентировачное тематическое планирование по
духовно-нравственному воспитанию дошкольников младшего возраста
Блок
Тема
«Тепло
«Как хорошо
родного
иметь семью»
Форма проведения
Теоретическая часть – 0,20
Занятие по ознакомлению с
очага»
окружающим: «Папа, мама, я –семья»
(1,20)
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Дом в котором ты
живешь»
Беседа: «Семья и родной дом»
Беседа "Я люблю маму и папу"
Беседа: «Папа может всё что угодно»
Беседа, рассматривание фотографий:
"Моя семья
Рассматривание иллюстраций о семье
Дидактическая игра: «Кто построил
этот дом?»
Дидактическая игра «Что выше»
Сюжетно-ролевая игра:«Семья»
Игра-драматизация «Петушок и его
семья»
«Моя мама – самая
любимая»
Теоретическая часть – 0,20
Составление рассказа по картинке
«Мама моет посуду»
Практическая часть - в процессе
50
организации различных видов
деятельности
Беседа «О маме»
Беседа «Я люблю тебя»
Чтение стихотворения: «Мамы всякие
нужны»
Чтение: колыбельные песни
«Выходной день в
нашей семье»
Теоретическая часть – 0,20
Беседа: «Приезжайте в гости к нам»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Дидактическая игра«Кто что делает?»
«Моя
родословная»
Теоретическая часть – 0,20
Занятие «Мои самые близкие люди»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа: «Дом, в котором мы живем»
Дидактическая игра«К дедушке на
ферму»
Игровая ситуация: «В гостях у
бабушки».
Игра -посиделки «Ладушки в гостях у
бабушки»
«Край
родной навек
любимый»
(1,40)
«Мое Отечество»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим миром
«Мой город», «Моя улица, на
которой я живу».
51
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рассматривание фото, иллюстраций,
репродукций картин «Памятные
места родного города и главного
города России»
Беседа: «За что ты любишь свой
город»,.
Дидактическая игра «Мой донецкий
край», «Поездка на автобусе»;
Игра-путешествие «Мой город»
Игровая ситуация «Куда едут
машины»
Сюжетно-ролевая игра: «Мы едем по
улице
«Мир прекрасное
творение»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим «Она
живая, ее надо беречь»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «Если бы я был деревом»
Чтение художественной литературы
«Сказка про маленький дубок» С.
Прокофьев
Дидактические игры «Подбирай и
называй», «Веселые картинки»
«День народного
Теоретическая часть – 0,20
52
единства»
Ознакомление с окружающим «Я
живу в чудесном мире»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Веселый хоровод»
Беседа «Планета Земля – наш дом»
Рассматривание альбома «Мир вокруг
нас»
Дидактическая игра «Шире круг»
«Защитники нашей
Родины»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим миром
«Наша армия»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «Летят самолеты»
Чтение художественной литературы
«На заставе» А.Барто
«Этот день
Теоретическая часть – 0,20
Победы»
Беседа «Маленькая история про
большую войну»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Изготовление альбомов: «Песни
рожденные войной» , «О Войне в
стихах»
Лепка на тему «Знамя Победы»
53
«Труд и
«Что такое труд и
порядок»
трудолюбие»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим «Не
хотим лениться, будем трудиться»
(1,20)
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Дидактические игры «И накроем
стол для кукол», «Кто это знает и
умеет?»,«Кому что нужно для
работы?»
«Я горжусь трудом
своих родителей»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим «Все
профессии важны»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов деятельности
Дидактические игры: «Что для
чего?»,
«Кто где работает?»
«Мои домашние
обязанности»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим
«Сколько славных дел вокруг»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа на тему: «Мои помощники»
Беседа "Каждой вещи свое место
Дидактические игры «Мамины
помощники», «Угадай, что я делаю?»
«Героические
Теоретическая часть – 0,20
54
профессии, какие
они»
Ознакомление с окружающим
«Военные профессии»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «Служба на корабле»
Чтение В.И.Мирясовой
«Скорая помощь», «Пожарная машина
Беседа: «Какие бывают машины?»
Дидактические игры: «Кого покатаем
на машине?»,«Кто это делает?»
Игровая ситуация «Выставка машин
Скорая помощь»
«Доброта
«Добро и зло»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим
истинная,
милосердие»
«Спасение сказочной планеты»
Практическая часть - в процессе
(1,0)
организации различных видов
деятельности
Беседа «Что такое хорошо, что такое
плохо»
игровая ситуация «Заболела кукла
Катя, Чем мы можем помочь?»;
«Превращение
«злых слов в
добрые»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим
«Помогают нам волшебные слова»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
55
Беседа «Как мы общаемся»
Творческая игра «Вежливые
игрушки»
«Проявим
милосердие к
другим, и совесть,
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим «Как я
ухаживаю за своим питомцем»
душу вечно
Практическая часть - в процессе
сохраним»
организации различных видов
деятельности
Моделирование
проблемных
ситуаций «Домашние животные –
наши друзья».
Серия картинок «Как дети спасали
птиц»
«Я и мои
«Доброе слово
друзья»
другу»
(1,0)
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим «В
мире вежливых слов»,
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседы «Зачем нужен друг»,
Чтение художественной литературы
А. Барто «Медвежонок – невежа»
Дидактические игры «Вежливый
котик», «Хорошо и плохо», «Наши
добрые слова»
Игровые ситуации «Вежливый ручеек
56
«Мы дарим тепло
другим»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим
«Ребята спешат на помощь»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рассматривание иллюстраций
«Дружба»;
Дидактическая игра «Найди друга»
Развивающие игровые ситуации: «Не
забывай о друге»
«Дружбой
дорожить умейте»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим «Кто
мой ближний друг»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Лепка «Много вкусных конфет для
друзей»;
Беседы«В группе дружно мы живем»,
«Мы любим играть», «Наши
праздники» и другие;
Решение проблемных ситуаций:
«Ссора», «Мальчик обидел девочку»,
«Забрали игрушку» и другие
57
«К истокам
«Устное народное
народной
творчество»
культуры»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим «В
мире народных сказок»
Практическая часть - в процессе
(1,0)
организации различных видов
деятельности
Рисование «Друг для Колобка»
Беседа «Мы любим сказки»
Дидактические игры «Потешки для
медвежонка», «У нас в гостях
лисичка»
«Народнодекоративное
искусство»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим
«Предметы быта»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Украшение платочка» (по
дымковской игрушке)
Лепка «Уточка» (по дымковской
игрушке)
Игра-развлечение «В гости к Танечке
пойдем»
«Народные
праздники»
Теоретическая часть – 0,20
Ознакомление с окружающим
«Рассматривание картины С.Иванова
«Масленица»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
58
деятельности
Беседа «Рождество Христово»
Ориентировачное тематическое планирование по
духовно-нравственному воспитанию дошкольников среднего возраста
Блок
Тема
«Тепло
«Как хорошо
родного
иметь семью»
Форма проведения
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Дом,
очага»
в котором я живу»,
(1,40)
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «Семья».
Чтение С.Михалкова «А что у вас?»
«Моя мама – самая
любимая»
Теоретическая часть – 0.25
Ознакомление с окружающим
«Самый дорогой человек»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Портрет моей мамы»;
Беседа «Мамины руки», «Подарок
маме»
Дидактические игры «Мамины
помощники», «Назови маму ласково»
59
«Выходной день в
нашей семье»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим
«Гостям всегда рады»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа « Очень я люблю, маму милую
мою»
Дидактические игры «Угощение для
моей семьи»,«Семья на отдыхе»
«Моя
родословная»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Как
дети могут заботиться о взрослых»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Портрет моей бабушки»,
«Цветок для бабушки»
Беседы «Забота о пожилых людях»,
«Старость надо уважать»,
Дидактические игры«Нарисуем
портрет» (речевой), «Кто на фото?»,
«Найди и расскажи» (по фотографии)
Игровые упражнения «Ласковые
слова», «Бабушкины помощники»
«Край
родной навек
любимый»
(2,05)
«Мое Отечество»
Теоретическая часть -0,25
Ознакомление с окружающим
«Лучше нет родного края «Флаг»,
«Герб»
60
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседы «Родные улицы»,«Широка
страна моя родная»
Рассматривание фото, иллюстраций,
«Памятные места родного города»
«Мир прекрасное
творение»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Мы
идем помогать растениям»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «Многообразие растений»,
Дидактическая игра «Живая, неживая
природа»
«День народного
единства»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим
«Дружат дети всей Земли»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседы «Белая береза», «Дети разных
национальностей»,«Земля наш общий
дом»,«Знакомство с глобусом
Игра-путешествие «Велика страна
моя родная»
«Защитники нашей
Родины»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Наша
61
армия родная»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Поздравительная
открытка для пап»
Беседы «Наша армия родная», «Что
такое героизм» «Я военным быть
хочу, пусть меня научат» , «Как стать
сильным
Дидактическая игра «Защитники
девочек»
«Этот день
Победы»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим
«Голубь мира»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Салют над городом в
честь праздника Победы», «Голубь»
Беседа «Нам нужен мир»
Чтение художественной литературы
«Еще тогда нас не было на свете»
М. Владимова, «Победой кончилась
война» С. Михалкова.
«Труд и
«Что такое труд и
порядок»
трудолюбие»
(1,40)
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим
«Зайчик, который всем помогал»
Практическая часть - в процессе
62
организации различных видов
деятельности
Аппликация «Красивый фартук для
нашего повара»
Беседа «Игрушки любят чистоту»
Дидактическая игра «Для человека
какой профессии это нужно?»
«Я горжусь трудом
своих родителей»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Моя
мама-мастерица»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рассмотрение иллюстраций «Кем
работает моя мама»
Ситуативный разговор «Где работает
мой папа», «Кто нас одевает?»
Дидактическая игра «Хлопните в
ладоши, если это надо для …»
«Мои домашние
обязанности»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Как я
маме помогала»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «Полезные привычки»
Дидактическая игра «Что сначала, что
потом?»
63
«Героические
профессии, какие
они»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Что
такое героизм»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Лепка «Самолет»
Беседы «Военные профессии», «Кто
нас лечит?»
Чтение художественной литературы
«Профессии разные важны»
Дидактическая игра «Кому что
нужно для работы?»
«Доброта
«Добро и зло»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим
истинная,
милосердие»
«Спешите делать добро»
Практическая часть - в процессе
(1,15)
организации различных видов
деятельности
Дидактическая игра «Календарь
добрых дел»
Беседа «По страницам добрых книг»
«Превращение
«злых слов в
добрые»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим
«Научим Незнайку вежливости»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
64
Дидактическая игра «Фея вежливости
в гостях у ребят»
Беседы «Ещё один секрет
вежливости»,«Культурный человек»
Игра – путешествие с использованием
проблемной ситуации «Вежливые
слова»
«Проявим
милосердие к
другим, и совесть,
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Не
одежда красит человека, а его добрые
душу вечно
дела”
сохраним»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Моделирование жизненных ситуаций,
требующих нравственного выбора
«Как поступить?»
Чтение художественной литературы
«Добрый доктор Айболит»
Дидактическая игра «Коробочка
добрых дел»
Рассматривание и обсуждение
сюжетных картинок на тему «О
хороших людях».
«Я и мои
«Доброе слово
друзья»
другу»
(1,15)
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «В
мире вежливых слов»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
65
деятельности
Рисование « Портрет доброго,
вежливого человека.
Беседы «Зачем нужен друг»,
«Почему нельзя дразниться?»
Чтение художественной литературы
А. Барто «Медвежонок – невежа»
Дидактические игры «Вежливый
котик», «Хорошо и плохо», «Наши
добрые слова»
Игровые ситуации «Вежливый ручеек
«Мы дарим тепло
другим»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «В
любом месте веселее вместе»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «Хорошие товарищи»,
«Почему ссориться с другом это
плохо», «Вежливые слова»
Чтение художественной литературы
В. Осеевой: «Обидчики»,
Дидактические игры «Дразнить,
обижать», «Веселые переглядки»
«Дружбой
дорожить умейте»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Что
на свете всего важнее?»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
66
деятельности
Рисование «Подарок для друга»
Создание альбома «Вот мы какие!»
Беседы «О товариществе», «О
дружбе»;
Чтение пословиц и поговорок о
дружбе, товариществе.
Чтение художественной литературы
Н.Носов «Приключения Незнайки и
его друзей»;
Дидактическая игра «Хоровод
друзей»
«К истокам
«Устное народное
народной
творчество»
культуры»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим «Герои
народных сказок»
Практическая часть - в процессе
(1,15)
организации различных видов
деятельности
Чтение сказок, народных загадок,
считалок, пословиц, поговорок
Вечер загадок, скороговорок,
пословиц о дружбе, товариществе
«Народнодекоративное
искусство»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим
Предметы быта «Русской избы»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Народный костюм»
67
Беседа «Хохлома»
Дидактическая игра «Русская
народная игрушка
«Народные
праздники»
Теоретическая часть – 0,25
Ознакомление с окружающим
«Пришла коляда, открывай ворота».
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседы «Масленица годовая – наша
гостьюшка дорогая»,«Пасха, обычаи
и традиции её празднования.
Рисование «Раскрашивание
пасхальных яиц»
Беседа «Проводы русской зимы»
Ориентировачное тематическое планирование по
духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста
Блок
Тема
«Тепло
Как хорошо иметь
родного
семью
очага»
(2,0)
Форма проведения
Теоретическая часть – 0,30
Занятия по ознакомлению с
окружающим «Расскажи о своей
семье»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
68
Рисование на тему «Моя семья»
Конструирование «Рамка для
портрета»
Беседы «Назови кто с тобой живёт»,
«Как дети могут заботиться о
взрослых», «Без семьи нет счастья»,
«Почему взрослые хмурятся»
Дидактические игры«Придумай сам»,
«Хлопки»
Игра-ситуация «Так бывает или нет»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Моя мама – самая
любимая
Теоретическая часть – 0,30
Занятия по ознакомлению с
окружающим «Моя мама»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Портрет мамы и
бабушки», «Подарок маме»
Конкурс чтецов «Стихи о маме»,
«Мама, ты на свете лучше всех!»
Беседы «Моя мама лучше всех»,
«Почему взрослые хмурятся», «Вот
моя любимая мама»
Дидактические игры «Подбери
словечко», «Назови ласково»,
«Определи настроение»
«Выходной день в
Теоретическая часть – 0,30
69
нашей жизни»
Ознакомление с окружающим
День рождения «Галстук для папы»,
«Сумочка для мамы»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Ситуации для обсуждения «Чем
можете порадовать родных в
обычные и праздничные дни»
Беседы «Как мы отдыхаем», «В гости
пришла бабушка»
Сюжетно-ролевая игра «Семейный
обед», «Вместе с папой» , «Наши
бабушки и дедушки»
«Моя
родословная»
Теоретическая часть – 0,30
Занятия по ознакомлению с
окружающим «Род и родословная»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Коллаж «Вот мой дом родной» по
образцу генеалогического древа
Беседы «О семейных традициях»,
«Бабушка и дедушка в семье» , «Как
ты понимаешь переживания родных
и близких людей».
Дидактические игры «У Бабушки в
сундуке», «Найди по описанию»
Ситуации: «Засели домик»
70
«Край
«Мое Отечество»
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим
родной навек
любимый»
«Наш
город.
Наш
край.
Государственные символы»
(2,30)
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Конструирование «Проекты городов»
Рисование «Рисуем детские мечты»,
«Достопримечательности
нашего
города»
Рассматривание фото, иллюстраций,
репродукций
картин
«Памятные
места родного города» «За что я
люблю свой город», «В каком городе
ты живёшь»
Рассматривание фото с изображением
самых знаменитых мест в районе,
городе
Игра-ситуация «На дорогах города»
Дидактическая игра: «Мой адрес»,
«Откуда ты приехал?»
«Мир прекрасное
творение»
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим миром
«Красота родной природы» «Природа
и человек»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
71
Беседы «Природа нуждается в
помощи доброго человека», «Красота
родной природы» «Природа и
человек» «Лесное приключение»
Дидактические игры «В гости к
насекомым на лугу», «Едем за город»
«День народного
единства»
Теоретическая часть – 0,30
Беседа «Что означает – народное
единство?»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Открытка к празднику»
Чтение художественной литературы
В Жуковский: «Родного неба милый
свет»
К. Ушинский: «Наше Отечество»
(отрывок)
М. Исаковский: «Поезжай за моря,
океаны...»
Александрова: «Родина»,
С. Есенин: «Гой ты, Русь моя
родная...» (отрывок)
Беседа «Дружба людей разных
национальностей»
Рассматривание энциклопедии
«Страны мира»
«Защитники нашей
Теоретическая часть – 0,30
72
Родины»
Ознакомление с окружающим «Кто
сторожит тишину?»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Изготовление подарков
для пап и дедушек»
Беседы «Хочется мальчишкам в
армии служить», «Наша Армия нас
защищает», «О нашей доблестной
Армии»
Чтение художественной литературы
С.Садальского «Дуют ветры…»
«Мои папа и дедушка – защитники
Отечества Сильны и могучи богатыри
славной Руси»
Рассматривание картины
Васнецова «Три богатыря
Дидактические игры : «Моряки»,
«Лётчики», «Пограничники»
Игра-ситуация «Хотим быть
смелыми», «Кто больше знает «Надо
сказать по другому», «Радио»
Сюжетно-ролевые игры «Буду в
армии служить», «Такие разные
солдаты»
«Этот день
Победы»
Теоретическая часть – 0,30
«Они сражались за Родину» Праздник
9 мая
73
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Салют победы», «Пусть
всегда будет солнце»
Ознакомление с окружающим
«Защитники земли русской»
Беседы «О празднике дня Победы»
«Кто такие ветераны», «Знамя
Победы»,«Этот день Победы», «Мои
папа и дедушка – защитники
Отечества»
Стихи и песни, рожденные войной
Сюжетно-ролевые игры:
«Защитники»,
Игра-ситуация «На параде», «Ходим
кругом»
Дидактические игры«Добрые слова»,
«Кто знает, пусть продолжит»,
«Солдат на посту»
«Труд и
порядок»
(2,0)
«Что такое труд и
трудолюбие?»
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим «Все
мы вместе целый день и трудиться
нам не лень»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Дидактические игры «Кто больше
74
назовет действий?»,«Кто что
делает?», «Исправь ошибку»
Ознакомление с окружающим
«Донецк славен трудом людей»
Почему люди трудятся вместе?»
Беседа «О важности труда»
Беседа «Без труда не будет и плода
Дидактическая игра «Доведи дело до
конца»
Сюжетно-ролевые игры «Магазин»,
«Почта», «Больница»
Игровая ситуация «Я начинаю
предложение, а вы заканчиваете»
«Я горжусь трудом
своих родителей»
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим «Какие
профессии у родителей»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседы «Кем ты будешь, когда
вырастешь?»,«Какие профессии ты
знаешь»
Дидактическая игра «Профессии
моих родителей
Игра-ситуация «Папа едет на работу»
Игра в загадки «Что не верно», «Кто,
где работает?»
Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»
«Мои домашние
Теоретическая часть – 0,30
75
обязанности»
Ознакомление с окружающим «Как
дети могут заботиться о взрослых»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «О домашних обязанностях»
Игра- беседа «Как я маме помогаю»
Дидактические игры «Продолжи
предложение», «Исправь ошибку»
«Героические
профессии, какие
они?»
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим «Что
такое героизм»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Лепка «Самолет»
Беседы «Военные профессии», «Кто
нас лечит?»
Чтение художественной литературы
«Профессии разные важны»
Дидактическая игра «Кто чем
занимается»
«Доброта
истинная,
«Добро и зло»
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим «Кто
милосердия»
помощь оказывает, о тех добрые
(1,30)
слова сказывают»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
76
Беседы «Правила вежливости», «Что
такое хорошо? Что такое плохо?»
Дидактические игры «Мой друг»,
«Добрые дела»,«Добрые слова»
Ознакомление с окружающим «День
добрых дел
Беседы на тему «Полянка Доброты»,
«Живут на белом свете добрые слова»
Игра-упражнение «Пожалуйста»,
«Передай другому».
«Превращение
Теоретическая часть – 0,30
«злых слов в
Ознакомление с окружающим
добрые»
«Живут на белом свете добрые слова»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
беседа «Что такое хорошо? Что
такое плохо?», «Печальный случай
из-за злости и ссор», «Спасибо за
правду» «Страна вежливости»
Игра с мячом «Кто больше знает
вежливых слов»
Дидактические игры «Лото
вежливости», «Шкатулка пожеланий
для бабы яги»,
Ситуация – общения «Поздравление
и пожелание»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие
в страну вежливости
77
«Проявим
милосердие к
другим, и совесть,
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим «Что,
значит, быть добрым и заботливым»
душу вечно
Практическая часть - в процессе
сохраним…»
организации различных видов
деятельности
Беседы «Легко ли быть
справедливым?», «Что такое
бескорыстная помощь?»
Чтение художественной литературы
Сказка в обр. Краснова «Два жадных
медвежонка», «Заюшкина избушка»
Дидактическая игра «Наши
поступки»
«Я и мои
«Доброе слово
друзья»
другу»
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим «Вы
сказали здравствуйте»
(1,30)
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Совместный коллаж «Пожелание
другу»
Рассказ- беседа «Мой друг»
Игровые упражнения «Кто первым
поздоровается?»
Дидактическая игра «Наши добрые
слова»;
«Мы дарим тепло
Теоретическая часть – 0,30
78
другим»
Ознакомление с окружающим «Чем
можно порадовать друга?»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Рисование «Рисунок другу»
Беседы«Почему ты обиделся?»,«Как
играть и не ссориться», «Умнее тот,
кто уступает»;«Чем я с другом
поделюсь?»
«Игра-мирилка»
Чтение художественной литературы
Н. Калининой «Разве так играют»
В. Осеевой «Волшебное слово»;
«Зимовье зверей» , «Под грибом»
И.Сутеев
Развивающие ситуации: «Если друг в
беде»
Ситуативные разговоры о помощи
друзьям
Проблемные ситуации «Нужно ли
уступить товарищу?
Игровая ситуация «Не сориться, не
ругаться»
Этюды «Друзья поссорились,
сердятся, друзья померились,
радуются»
Игра драматизация «Хорошо-плохо»
«Дружбой
Теоретическая часть – 0,30
79
дорожить умейте»
Ознакомление с окружающим «С
чего начинается дружба»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Создание коллажа «Мы живем
дружно!»
Лепка «Дружные ребята»
Беседа «Зачем нужен друг?», «Легко
ли человеку, если он один»
Чтение художественной литературы
С.Прокофьевой «Самый большой
друг", М. Пляцковского «Урок
дружбы», «Настоящий друг»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
Конкурс «Кто больше знает пословиц
о дружбе»
Дидактические игры «Будем дружно
мы играть» ,«Лото как мы дружим»
Ситуативные разговоры
Игры- интервью «Что ты сегодня
сделал приятного для друга?
«К истокам
«Устное народное
Теоретическая часть – 0,30
народной
творчество»
Ознакомление с окружающим
культуры»
(1,30)
«Сказка мудростью богата…»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Дидактическая игра «Продолжи
80
сказку»
Беседа «Почему колобок ушел от
деда с бабой»
«Народно-
Теоретическая часть – 0,30
декоративное
Ознакомление с окружающим
искусство»
«Путешествие в прошлое»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Беседа «О быте русского народа»
Рассматривание предметов быта
«Народные
праздники»
Теоретическая часть – 0,30
Ознакомление с окружающим «Я на
Масленице гулял»
Практическая часть - в процессе
организации различных видов
деятельности
Лепка «Масленица»
Беседа «Народные праздники» по
календарю»
Вечер загадок
играем в любимые народные игры
Чтение художественной литературы
стих
Разучивание народных игр